Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Участие родителей в формировании позитивной образовательно-воспитательной среды является ключевым фактором, позволяющим приобретать подрастающему поколению актуальные и необходимые для дальнейшей жизни знания и умения, что позволяет подготовить конкурентоспособное поколение с высокой гражданской идентичностью.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не подвергались сомнению. Родители являются первыми и главными учителями ребенка до того, как он пойдет в школу, и будут продолжать играть эту роль.
«Все мы родом из детства», «Все — и хорошее, и плохое — человек получает в семье». Эти педагогические премудрости известны каждому. Семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главным воспитательным институтом, отвечающим не только за репродуктивные функции, но и за воссоздание определенного образа жизни.
Эффективность школы в обучении детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует в этом процессе с семьей. Общение с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью школьной деятельности.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) придает принципиально новый смысл этой сфере деятельности, поскольку основной идеей нового стандарта является общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Каждый педагог знает, что тесное и плодотворное общение с родителями учащихся приводит к положительному учебно-воспитательному результату. Идеальным и наиболее продуктивным вариантом является равноправное дружеское общение классного руководителя, родителей и ребенка, направленное на благополучие последнего.
Ребенок много времени проводит в семье. Учеба начинается и продолжается в семейном кругу. Поэтому семья играет большую роль в развитии личности. Большое значение в воспитательном процессе имеет воспитание детей. В свою очередь, школа должна обогащать свое положительное влияние педагогическими знаниями, давать необходимую направленность, воспитательную цель. Такое целенаправленное обучение, несомненно, сблизит семью со школой.
Учитывая возможности семьи, школа должна вовлекать родителей в воспитательный процесс, а семья должна рассматривать школу как свою главную опору в воспитании ребенка.
Дети, родители, педагоги – члены одной команды. Их объединяют общие заботы, проблемы, исход которых зависит от характера их общения. Партнерство педагогов и родителей должно быть крепким и полным, особенно в случае семей с детьми младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и ее основные нравственные качества. Проблема взаимоотношений школы и родителей учащихся существует, вероятно, столько же, сколько существует само школьное образование. Конечно, в школах накоплен большой опыт сотрудничества с семьями, во многих школах сложились традиции и системы сотрудничества с родителями.
Актуальной проблемой для школы сегодня является дальнейшее углубление имеющихся знаний о семье в свете современных подходов, расширение представлений о содержании, формах и способах общения с семьей, формирование индивидуального подхода к ней. Уже наметилась тенденция к развитию изменяющейся системы социально-педагогического обслуживания, в которой родители определяют направления работы образовательных учреждений, вносят свой вклад в образовательно-воспитательный процесс и являются активными участниками этого процесса обучения.
Поэтому данная курсовая работа актуальна.
Тема исследования: опыт работы с родителями.
Объект исследования: работа с родителями
Предмет исследования: опыт взаимодействия педагогов с родителями.
Цель исследования: изучить инновационные формы работы педагогов и родителей.
Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:
Рассмотреть опыт работы с родителями как предмет изучения
Рассмотреть теоретические основы общения педагогов и родителей.
Определить особенности общения педагогов и родителей.
Изучить самый инновационный опыт работы с родителями
Методы: теоретические: анализ научной литературы, документов; эмпирические: наблюдение.
Практическая значимость работы состоит в обобщении опыта взаимодействия педагогов и родителей. Результаты курсовой работы могут быть использованы в работе педагогов, классных руководителей, психологов и социальных педагогов.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.1 Программа «Вместе» по работе с родителями
Учитель начальных классов 11-й общеобразовательной школы города Серова Свердловской области разработала программу работы с родителями «Вместе» и представила ее на III Всероссийский конкурс организаций образования на лучшую организацию работы с родителями.
Она выделила пять основных направлений в содержании сотрудничества классного руководителя и родителей:
- Диагностическое
Исследование семейной атмосферы, окружающей ученика, его отношений с членами семьи (беседы, семейные визиты).
Мониторинг удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе. (Наличие огромного количества разработанных анкет и диагностик позволяет наблюдать не только динамику развития отношений, но и другие моменты во взаимодействии с родителями).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева И.А., Новосельская И.Г. Жестокое обращение с ребёнком. Причины. Последствия. Помощь. — М.: Генезис, 2005;
2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб: Речь, 2005;
3. Медведева И., Шишова Т. Разноцветные белые вороны. - М.: Семья и школа, 1996;
4. Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта. Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция. - Смоленск: СГПУ, 2004.
5. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - Хабаровск, 1989.
6. Воспитание детей в современной семье. / Ред. П. Фролова. - Белгород, 1993.
7. Диалоги о воспитании /книга для родителей/. - М., 1995.
8. Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М., 1980.
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2001.
10. Минтаян А.А. Потребительское поведение семьи. - М., 1989.
11. Мудрость воспитания: Книга для родителей. - М., 1989.
12. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или как управлять поведением человека. - М., 1992.
13. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., 1987.
14. Точин А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. - Минск, 1982.